8 495 544 55 24  в Москве  8 800 100 09 20  бесплатно по России
ул. Кржижановского 29 корп.5 Москва

Универсальная единая топливная карта, почему ее не существует в природе?

К нам, в Бензиндекс, с некоторой периодичностью обращаются клиенты, которые ищут универсальную топливную карту. Не реже спрашивают и единую. К сожалению, таких топливных карт вообще не существует (ни в России, ни в мире) и в обозримом будущем они не появятся.

Само введение в оборот этого термина «единая» или «универсальная» некоторыми эмитентами является не более, чем маркетинговой уловкой. Это не прямая ложь. Но это лукавство, которое вводит клиентов в заблуждение и рождает ложные ожидания.

Свои соображения на этот счет мы решили изложить одним текстом-пояснением, который, надеемся, будет полезен корпоративным автопаркам и поможет разобраться в предмете.

Ложные названия рождают ложные ожидания

Когда клиент, применительно к топливной карте, слышит термин «универсальная» или «единая», он естественно предполагает, что речь идет про топливную карту, которая принимается на всех и любых АЗС. Ведь так?

Мечту корпоративных автопарков о единой топливной карте можно понять. Клиент просто хочет быть уверен, что с новой картой водители не будет то и дело звонить ему и сообщать, что карту опять вдруг не приняли на какой-то АЗС.

Это естественно, планируя маршруты автопарка руководствоваться собственными логистическими и производственными задачами, а не местоположением АЗС. Естественно не тратить время на поиск АЗС. Тем более естественно, видя перед собой АЗС, точно знать, что сможешь заправиться.

В конце концов, когда мы приезжаем на АЗС с наличными, мы ведь всегда уверены, что их у нас примут в оплату топлива, и никогда не ищем АЗС, которая принимала бы этот конкретный вид купюр? Или с банковскими картами. Мы привыкли, что если уж у тебя есть карта на руках, то смело можешь идти к кассе. Никто ведь (по крайней мере последние десять лет) не спрашивает у кассира: «Вы принимаете Визу?» И с топливными картами конечно хочется так же.

И вот воодушевленный клиент получает на руки универсальную (единую) топливную карту и список АЗС, на которых она принимается. И стоп. Опять списки?

А как же универсальность? А на других АЗС, которые не «в списке», разве не принимается? Да, на других АЗС, не входящих в список, не принимается.

Любая универсальная и единая топливная карта это карта, которую принимают не все АЗС и не везде. И других универсальных карт не бывает.

Другими словами, если вы решили использовать единые универсальные топливные карты для юридических лиц, предполагая, что сможете заправляться на любых АЗС, то вы будете разочарованы. На любых АЗС не получится. Как и в случае с вообще любой топливной картой вам необходимо будет сопоставлять доступные по выбранной карте АЗС с вашими маршрутами, а также местоположением ваших офисов, гаражей, складов и магазинов и т.д.

Любая топливная карта принимается на большом или маленьком, но ограниченном перечне АЗС. У каких-то топливных карт списки АЗС будут больше, у кого-то меньше. Но топливных карт, которые принимались бы везде просто не существует.

Почему все без исключения топливные карты принимаются не везде?

Повсеместный прием наличных регулируется, как известно, законодательно. Не принять к оплате рубль — нарушить закон.

Повсеместный прием банковских карт любого конкретного банка достигается за счет того, что в индустрии банковских карт существуют важнейшие институты — платежные системы (Visa, MasterCard, с недавних пор и отечественный Мир). Платежные системы служат объединяющими узлами для разных процессинговых центров, и избавляют таким образом банки от необходимости договариваться всем со всеми.

В индустрии топливных карт такого единого для всех центрального элемента нет. Работа строится на основе двусторонних контрактов с сетями АЗС, и там уж кто с кем и как договорился. Поэтому списки АЗС по картам так отличаются. Поэтому списки меняются, одни сети АЗС добавляются, другие выбывают.

Что реально означает термин единая «универсальная» топливная карта?

В России, от Калининграда и до Владивостока в общей сложности около 26 тыс. АЗС. Но из всех топливных карт, даже самые крупные сети обслуживания (если очистить их списки от повторений и ошибочных данных) могут достигать 10 тыс. АЗС. Т.е. самая крупная единая карта покрывает максимум половину АЗС в стране.

Слова «единая» и «универсальная» — это эвфемизмы. Единственный практический смысл этих терминов состоит в том, что у таких карт нет выраженного ядра в сети обслуживания. Эмитент такой сети прямо не связан ни с одной сетью АЗС, ни с большой, ни с маленькой. Это не обязательно плохо. Но лучше, когда такое ядро есть.

Вот, например, ядром сети обслуживания топливной карты Роснефть (которая как бы и не единая, и не универсальная), являются соответственно сети АЗС ТНК и Роснефть, а также Башнефть и BP. Все же остальные АЗС в сети обслуживания по этим топливным картам являются уже дополнением к ядру, чтобы довести сеть обслуживания до той плотности, которая обеспечит нормальное покрытие во всех регионах присутствия компании, а также транзит между регионами по всей России. У карт любых других нефтяных компаний — аналогично.

Положительный смысл ядра в сети обслуживании заключается в том, что уж эти АЗС точно всегда будут принимать топливную карту «родного» эмитента. Таким образом, вы всегда будете уверены, что, приехав с картой Роснефть на АЗС Роснефть, или ТНК (или Башнефть), вы всегда сможете заправиться.

Ни одному автопарку никогда не понадобится 10 тыс. АЗС для заправки. На практике, даже самый крупный автопарк заправляется не более чем на 30-50 АЗС.

Единая универсальная топливная карта является одновременно и избыточной по числу АЗС своей сети и недостаточной по устойчивости сети.

Такая карта может в любой момент перестать приниматься на любой АЗС, потому что не обладает устойчивым ядром, и отношения эмитент универсальной карты — АЗС могут измениться.

Именно поэтому мы всегда рекомендуем использовать «родные» топливные карты той конкретной сети АЗС, которую вы предпочитаете. Или комбинировать несколько разных карт, используя для их одновременного управления нашу систему MyFleet.pro. Комбинация трех «родных» топливных карт нефтяных компаний обеспечивают гарантированное и устойчивое покрытие качественными АЗС в любой точке России.

Contact us