8 495 544 55 24  в Москве  8 800 100 09 20  бесплатно по России
ул. Кржижановского 29 корп.1 Москва

Высокие цены на бензин в России. Реальность или миф?

Цена бензина в России — тема горячая. Кому из нас не доводилось возмущаться их ростом и клясть правительство, «спекулянтов» и еще кого только можно. Но возможно сама тема цен на бензин уже обросла столькими расхожими клише, что сама стала спекулятивной по большому счету?

Как только разговор заходит о высоких ценах на бензин, обязательно услышишь, что вот мол, цены сегодня в России выше, чем в добывающих странах и как же такое может быть? Но самое поразительное, это упорство с которым, что называется «невзирая на факты», озвучивается тезис, что наши цены на топливо якобы выше цен на бензин США или Европе. Вот и на широко разрекламированном форуме «Есть ли предел топливному беспределу?» К. Бабкин заявил тему «Почему в России дороже, чем в Америке?»

Бензин в России, США и Европе. Где дороже в действительности?

Вопрос этот очень странный. Потому что топливо в России не дороже, а именно дешевле, чем в Америке. Причем дешевле в среднем на 30 процентов. А потому, просто невозможно удержаться от «реплики из зала», в качестве которой и предлагаю рассматривать этот текст.

Дизельное топливо (Diesel Fuel)

Россия Европа США
23,41 руб. за литр 1,36 евро за литр 3,93 $ за галлон
23,41 руб. за литр 54,54 руб. за литр 29,36 руб. за литр
1 (американский) галлон 3,78 литра

АИ-95 (Midgrade)

Россия Европа США
25,30 руб. за литр 1,43 евро за литр 3,72 $ за галлон
25,30 руб. за литр 57,40 руб. за литр 27,76 руб. за литр

Источники данных: U.S. Energy Information Administration (EIA), Europe's Energy Portal, Госкомстат РФ

все данные приведены по состоянию на период с 28 марта по 06 апреля 2011

Данные по ценам в России и Европе сегодня открыты и всем доступны. Актуальные цены и их сравнение вы можете видеть в таблице.

Средняя цена бензина Midgrade, аналога нашего Аи-95 составляет сейчас в США 27,76 рублей за литр (почти на 9 процентов выше, чем у нас). Цены приведены с учетом курса доллара (ЦБ) и пересчета с галлонов на литры. А дизельное топливо стоит в США 29,36 против наших средних 23,41 рублей за литр (выше, чем в РФ на 20 процентов).

Сравнивая цены в США и России, мы видим, что только иногда цены в двух странах становятся практически одинаковыми, а в среднем же цены в США процентов на тридцать выше, чем в России.

Есть масса товаров и услуг, которые в США дешевле, чем у нас: недвижимость, одежда, автомобили, продукты питания. Но топливо, это как раз то, что в США дороже, чем в России. Все кто утверждают, что топливо в России дороже, чем в США или не разбираются в вопросе (добавим, что не особо и хотят в нем разобраться, потому что составить представление о реальном положении дел не составляет никакого труда), или же те, сознательно дезинформирует общественность.

Post Post Post Post

Американские цены менее зарегулированы и сильнее реагируют на колебания цен на нефть: при росте мировых цен на нефть, американский бензин и дизельное топливо растут быстрее и отрываются от российских, при удешевлении — быстрее опускаются и в такие моменты сближаются с ценами в России. Это ярко очень ярко отобразилось в период резких колебаний цен в 2008-2009 гг. По бензинам ситуация в целом аналогичная, но бензинов мы экспортируем по минимуму, поэтому корреляция там не такая наглядная и мы используем графики именно по дизельному топливу.

Итак, цены бензина у нас ниже, чем в США, но почему вообще наши цены на топливо сравнивают с ценами в США? Мы топливо в США не экспортируем, а кроме того, США огромные (в том числе и военные) усилия прикладывает, чтобы цены на энергоносители для себя держать на приемлемом уровне и этот уровень, как было показано превышает уровень цен в России.

Но почему, например, так редко можно услышать о наших ценах в сравнении с ценами на топливо в Европе? Ведь именно в Европу мы экспортируем основные объемы топлива. В таблице, приведенной выше, вы можете увидеть, что дизельное топливо в Европе сейчас в среднем стоит 54,5 рублей за литр! А 95-ый бензин 57,4 рубля за литр, т. е. в два раза дороже чем у нас! Разве не странно, что об этом никто не говорит?

Кстати, интересный расчет современных цен на бензин в сравнении с ценами в СССР приводил в свое время журнал «Эксперт» (№ 35 (529) от 25.09.2006) в статье «Грезим о бензиновом рае». Так, покупательная способность 153 рублей (среднедушевой доход советских трудящихся в 1988 году) составляла в то время 383 литра бензина, сейчас же этот показатель (при среднедушевом доходе 9868,7 рубля в июле 2006 года) составляет 567 литров. Таким образом цены в 1988 году по паритету покупательной способности были на 48% выше цен на бензин образца 2006 года!

Мы добывающая страна

Конечно, есть страны, где цена на бензин все-таки ниже, чем в России. В том числе конечно и добывающие страны.

В Венесуэле цены на бензин составляет 5 центов. В Саудовской Аравии цены ниже российских в 2,3 раза, а в Нигерии, еще одной нефтяной стране — в 5,5 раза. Цена на бензин в Венесуэле — это что называется «почти даром». Конечно Венесуэла вообще страна экзотическая, и если в ценах на бензин и субсидирует население, то например, в вопросах электроэнергии наоборот советует соотечественникам буквально «ходить в туалет с фонариком», чтобы беречь электроэнергию. Итак, факт заключается в том, что цена на топливо в России как ни обидно не самая низкая в мире, но все же ниже чем цена в развитых странах, порой значительно.

На уровень цен топлива влияет не столько то, добывающая страна или нет, сколько баланс спроса и предложения в стране, объем и качество перерабатывающих мощностей, величина транспортных издержек (морские перевозки на порядок дешевле сухопутных), степень монополизации внутренних рынков, а главное действующая в данной конкретной стране система налогообложения. В России в цене бензина доля налогов составляет примерно половину —это в 2,5 раза больше, чем в тех же США и примерно соответствует европейской. Если налоговая нагрузка на производителей и продавцов бензина в России будет такой же, как в США, то федеральный бюджет недосчитается более 100 млрд рублей в год, но цены на топливо при этом могут снизиться примерно на 30%. А если вдруг встанет задача во что бы то ни стало сделать цены как в Венесуэле, т. е. 5 центов, то потери бюджета станут совершенно запредельными.

Еще один момент. Сравнивая цены в разных странах и потери бюджета от недополучения налогов необходимо не забывать про абсолютный объем потребления топлива в этих странах. Трудно сказать, сколько автомобилей в Нигерии с ее 150 миллионным населением, но представляется, что все-таки значительно меньше чем в России. В Саудовской Аравии с ее 28 млн. человек населения автопарк, а значит и объем потребления бензина в стране также ниже, чем в России — это значит, что субсидирование снижения цен на бензин со стороны государства и компаний обойдется значительно дешевле.

Но возможно и в России будут снижены налоги на отрасль и следом снизятся и цены на бензин? За счет чего? Или возможно цены снизятся после все ожидаемой модернизации нефтеперерабатывающих заводов и увеличения выпуска качественных высокооктановых бензинов? Но не станут ли цены после модернизации НПЗ наоборот выше? Или требование низких (ниже, чем где?) цен упирается в налоги? Хотите цены на топливо как в Нигерии — просто помните, что в месте с ними вы получите и уровень образования, обороны и медицины тоже как в Нигерии.

Contact us