У вас отключен JavaScript. Сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем включить JavaScript.

Прогноз цен на бензин в России в 2019 году

Все публичные оценки различных экспертов в СМИ сводятся к тому, что рост цен бензина по итогам 2019 года составит около 4,5%. Рост возможен после 31 марта, то есть после окончания периода «заморозки» оптовых цен, результата соглашения между Правительством и крупными нефтяными компаниями.

Уверенность экспертов в подорожании бензина именно на 4,5% не удивительна. Представители Правительства неоднократно и настойчиво заявляли, что рост не должен превысить уровень инфляции. Нормативной инфляции, следует добавить. Это не прогноз. Это указание.

Таким образом, средняя (по данным Бензиндекса) цена литра 95-го бензина должна вырасти по итогам года с 45,59 до 47,64 рубля за литр. Это средняя цена по России и естественно, в разных регионах, цена может отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону.

Что хочется добавить. Можно обратить внимание, что «прогнозы цен на бензин» в СМИ дают обычно (если не исключительно) эксперты, представляющие инвестиционные компании, торгующие акциями, облигациями и прочими финансовыми активами. Казалось бы, причем здесь они? Дело в том, что Федеральная антимонопольная служба активно не поощряет участников рынка (оптовых трейдеров нефтепродуктов, сетей АЗС и т.д.) делать прогнозы, считая это формой согласования цен и нарушением конкуренции.

Насколько можно полагаться на прогноз роста цен на бензин на 4,5%? Ни насколько. Рост может быть именно таким. Или другим: больше или меньше. Какой-то рост точно будет, потому что отрасль активно стагнирует на фоне сдерживания цен одновременно с увеличением налоговой нагрузки. За последние полгода, акцизы выросли в полтора раза, была увеличена ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ вырос примерно в два раза с сентября 2017-го по сентябрь 2018 года), и наконец, НДС вырос до 20%.

Но каким именно будет рост, никто из участников рынка не знает, и никакие эксперты не имеют объективных оснований судить. Эксперты «прогнозирующие» уровень роста цен ничего не потеряют, если ошибутся в прогнозе. Денег на свой прогноз они не ставят. А мы (и другие участники рынка нефтепродуктов) отказываемся фиксировать цену бензина в своих контрактах на поставку корпоративным автопаркам на будущие периоды, на квартал или тем более на год. Потому что у нас нет достоверного прогноза.

Мы очевидно вступили в эпоху свертывания рыночного ценообразования и ручного управления ценами, которое исключает возможность рационального прогнозирования, или развития инструментов хеджирования цен, и наоборот, способствует товарным дисбалансам и стагнации отрасли, а в конечном итоге, обязательным дополнительным издержкам для потребителей.